|
Известнo, что все цены неотрицательны. Найти наименьшую стоимость проезда 1->i для всех i=1..n за время O(n2).
В процессе работы алгоритма некоторые города будут выделенными (в начале - только город 1, в конце - все). При этом:
для каждого выделенного города i хранится наименьшая стоимость пути 1->i; при этом известно, что минимум достигается на
пути, проходящем только через выделенные города;
для каждого невыделенного города i хранится наименьшая стоимость пути 1->i, в котором в качестве промежуточных используются только выделенные города.
Множество выделенных городов расширяется на основании следующего замечания: если среди всех невыделенных городов взять
тот, для которого хранимое число минимально, то это число является истинной наименьшей стоимостью. В самом деле, пусть есть
более короткий путь. Рассмотрим первый невыделенный город на
этом пути - уже до него путь длиннее! (Здесь существенна неотрицательность цен.)
Добавив выбранный город к выделенным, мы должны скорректировать информацию, хранимую для невыделенных городов. При этом
достаточно учесть лишь пути, в которых новый город является последним пунктом пересадки, а это легко сделать, так как минимальную стоимость проезда в новый город мы уже знаем.
При самом бесхитростном способе хранения множества выделенных городов (в булевском векторе) добавление одного города к числу выделенных требует времени O(n).
|
|
Алгоритм использует три массива из N (= числу вершин сети)
чисел каждый. Первый массив S содержит метки с двумя значения:
0 (вершина еще не рассмотрена) и 1 (вершина уже рассмотрена);
второй массив B содержит расстояния - текущие кратчайшие рас-
стояния от до соответствующей вершины; третий массив с содержит
номера вершин - k-й элемент С[k] есть номер предпоследней вершины
на текущем кратчайшем пути из Vi в Vk. Матрица расстояний A[i,k] задает
длины дуге A[i,k]; если такой дуги нет, то A[i,k] присваивается большое число
Б, равное "машинной бесконечности".
1 (инициализация). В цикле от 1 до N заполнить нулями массив
S; заполнить числом i массив C; перенести i-ю строку матрицы
A в массив B,
S[i]:=1; C[i]:=0 (i - номер стартовой вершины)
2 (общий шаг). Hайти минимум среди неотмеченных (т. е. тех k, для
которых S[k]=0); пусть минимум достигается на индексе j, т. е. B[j]<=B[k]
Затем выполняются следующие операции:
S[j]:=1;
если B[k] > B[j]+A[j,k], то (B[k]:=B[j]+A[j,k]; C[k]:=j)
(Условие означает, что путь Vi ... Vk длиннее, чем путь Vi...Vj Vk).
(Если все S[k] отмечены, то длина пути от Vi до Vk равна B[k]. Теперь
надо) перечислить вершины, входящие в кратчайший путь).
3 (выдача ответа). (Путь от Vi до Vk выдается в обратном порядке
следующей процедурой:)
3.1. z:=C[k];
3.2. Выдать z;
3.3. z:=C[z]. Если z = О, то конец,
иначе перейти к 3.2.
Для выполнения алгоритма нужно N раз просмотреть массив B
из N элементов, т. е. алгоритм Дейкстры имеет квадратичную
сложность: O(n2).
Отыскании кратчайшего пути имеет естественную интерпретацию в терминах матриц. Пусть A - матрица цен одной аваиакомпании, а
B - матрица цен другой. (Мы считаем, что диагональные элементы матриц равны 0.) Пусть мы хотим лететь с одной пересадкой, причем сначала самолетом компании A, а затем - компании B. Сколько нам придется заплатить, чтобы попасть из города i в город j?
Можно доказать, что эта матрица вычисляется по обычной формуле для произведения матриц, только вместо суммы надо брать
минимум, а вместо умножения - сумму.
Обычное (не модифицированное) умножение матриц тоже может оказаться полезным, только матрицы должны быть другие. Пусть
есть не все рейсы (как в следующем разделе), а только некоторые, a[i,j] равно 1, если рейс есть, и 0, если рейса нет. Возведем матрицу a (обычным образом) в степень k и посмотрим на ее i-j-ый элемент.
Он равен числу различных способов попасть из i в j за k рейсов.
Случай, когда есть не все рейсы, можно свести к исходному,
введя фиктивные рейсы с бесконечно большой (или достаточно
большой) стоимостью.
|